Всё об Электрогитаре
За свой относительно короткий срок существования электрическая гитара сумела снискать себе любовь и преданность меломанов и музыкантов многих направлении. Музыка электрогитары заставляет смеяться и плакать. Ее звучание далеко от звучания акустической гитары. Она намного голосистее своей старшей сестры. Ее беда состоит лишь в том, что без средств обработки — то есть, усилителя и динамиков, — она, в отличие от своего акустического предка, бесполезна. Различны гитары также по форме, материалу корпуса, принципу извлечения звука, принципу изготовления.
Каждому начинающему гитаристу придется узнать, что такое звукосниматели, усилители, гриф, мензура, дека, бридж. Если даже раньше вы не плохо были знакомы с акустической гитарой, вам придется осваивать профессор эффектов, который отвечает за извлечение из инструмента звуков эффектом имитации. Именно эффекты придают звучанию электрогитары изюминку: дисторшн, дилей, хорус, флэнджер, компрессор и др. Многие рок-музыканты при игре на электрогитаре используют медиатор, другие предпочитают перебирать струны пальцами. Настройку гитары новичку лучше осуществлять у мастера. При выборе электрогитары стоит обратить внимание на породу древесины, способ соединения грифа и деки, фирму-производителя, четкость крепления ремня. Среди них лидируют американские: Gibson, Fender, Hamer, Ibanez, Schecter , PRS. Но главное все же — звучание. В любом случае, какой бы фирмы электрогитара не оказалась в ваших руках, огромное значение имеет профессионализм игры на инструменте.
Корпус электрогитары
Материал, из которого изготавливается корпус гитары, значительно влияет на свойства звука, которые в свою очередь, определяют звучание гитары через усилитель. Считается, что плотные, тяжелые породы древесины, такие как ясень и красное дерево (махогони) дают больший сустейн (sustain-англ., длительность звучания нот).
Дешевые инструменты делаются из большого количества маленьких кусочков дерева, с большим количеством склеек. Такие гитары обычно звучат гораздо хуже из-за потери резонансных свойств древесины в местах склеек. Отдельно стоит отметить гитары типа Gibson Les Paul, в которых намеренно используются разные породы дерева (красное дерево для нижней чести деки и клен для верхней) для того, чтобы предать звучанию гитары нужную окраску. Гитары также подразделяются по способу крепления грифа к деке. Первый вариант — гриф идет сквозь весь корпус гитары (сквозной гриф) Neck-trough. В этом случае гриф и центральная часть корпуса гитары сделаны из одного куска дерева. Такое крепление грифа можно найти на дорогих гитарах Jackson (USA). Гриф может быть прикреплен к деке болтами (обычно четырьмя) Bolt on neck). Этот способ был придуман Лео Фендером. Все гитары марки Fender - например, модели Стратокастер и Телекастер - сделаны по принципу "гриф на болтах". Бывает, что гриф вклеен к деку (как и на многих акустических гитарах) Set-in neck. Такое крепление грифа можно найти на гитарах типа Gibson Les Paul. Конечное звучание инструмента зависит от того, какой вариант используется при изготовлении гитары. Деки лучших электрогитар и басгитар делаются из одного куска дерева. Деки бывают толстые или тонкие, из мягкой или плотной древесины. Из клена или ольхи - пород средней плотности и веса - фирма Fender делает большинство своих инструментов. Или, к примеру, очень легкие гитары из липы или болотного ясеня. Гитары из всех этих пород древесины находятся в арсенале величайших гитаристов мира. Это значит, что по весу инструмента нельзя однозначно сказать, хорошо ли он звучит, или нет.
Инструменты со вклееным грифом - это разумный компромис между гитарами с прикрученными грифами и гитарами со сквозными грифами, как по атаке, яркости и сустейну, так и по цене. Басгитары редко имеют вклеенный гриф - обычно на басгитарах гриф прикручен к корпусу болтами. Басгитары со сквозным грифом - это элитные, очень дорогие инструменты, и их не часто можно встретить в магазине. Обычно они укомплектованы самой дорогой электроникой, и звучат гораздо лучше, чем басгитары с прикрученными грифами. Но бывают и исключения. Считается, что гитары с привинченным грифом имеют самое яркое звучание, при этом длительность звучания нот (сустейн) самая маленькая. Гитары со сквозными грифами представляют собой полную противоположность первым и характеризуются максимальным сустейном и спокойной, уверенной атакой. Ноты на таких гитарах звучат ровнее и дольше. Обычно гитары со сквозным грифом - это самые дорогие инструменты.
Гриф
Гриф - это самая важная часть любой гитары. Это поверхность, на которой вы будете играть, та часть инструмента, которая будет входить в непосредственный контакт с вашими руками. Ширина и толщина грифа определяют, насколько удобно вам будет играть на данном инструменте. Любители жесткой быстрой музыки - те, кто много играет тэппингом, легато и прочими приемами игры на грифе - по достоинству оценят широкие и тонкие грифы (можно попробовать гитары Jackson Soloist, Ibanez RG, Washburn N series). Любители классических стилей - рока и блюза - обычно предпочитают стандартные, более округлые грифы, которые хороши для игры аккордами (стоит посмотреть гитары Fender и Gibson). Грифы с изменяющимся радиусом накладки(compound radius fingerboard) представляют разумный компромисс: гриф более круглый ближе к головке, и более плоский ближе к деке (звукоснимателям, машинке). Правда, такие грифы ставятся только на определенные модели инструментов и стоят дороже, чем обычные.
Колебания струны через лад передается на накладку грифа, а по ней уже распространяется по всей гитаре, поэтому выбор материала определяется его звукопроводящими свойствами. Чем плотнее дерево, тем быстрее распространяется звук, а значит ярче атака, выше сустейн и компрессия. Максимальная плотность у черного дерева эбони, чуть меньше у макасара, средняя у палисандра и легче всех клен.
Профиль грифа (Neck Shape) - это форма его сечения. Их множество все они очень индивидуальны и существенного влияния на звучание инструмента они не оказывают. Единственно, что зависит от формы профиля - это удобство игры. Поскольку гриф - это то место, где располагается рука гитариста. Те или иные формы профиля грифа более или менее подходят для игры тех или иных технических приемов (барре, бенды и т.д.) по части их удобства. Одним из важнейших показателей формы профиля грифа является его толщина, которая очень влияет на удобство игры. При этом не надо забывать о том, что в природе не существует абсолютно неудобных грифов или наоборот суперудобных. Понятие удобства есть относительное и колеблется от человека к человеку - одним нравятся толстые грифы, другие, наоборот терпеть их не могут. Все относительно.
Радиус закругления накладки на гриф является очень важной характеристикой профиля грифа. Исходя из этого, о грифы могут быть либо совсем плоскими, либо иметь различные радиусы закругления (выпуклости). Разумеется, чем выше величина радиуса, тем более плоской на ощупь является поверхность грифа. Радиус закругления напрямую влияет на удобство исполнения технических приемов. Вот радиусы некоторых грифов известных фирм (в дюймах): Грифы "старых" Fender - 71/4" Грифы "современных" Fender - 91/2" Грифы большинства Ibanez - 12" Грифы Gibson - от 10" до 11" Грифы большинства Jackson - 16" Гитары, оборудованные стандартным Floyd Rose - 10". На дорогих гитарах грифы делают с изменяющимися радиусами (Compound Radius Fingerboard). Такие грифы технологически сложнее изготовить, однако, это оправдано, поскольку технические приемы в разных позициях грифа в основном разные. Например, для позиций 1-3 более характерна игра 6-струнными аккордами и менее бендами, нежели в 12-17 позициях. Аккорды удобнее брать на закругленных грифах, в тоже время бенды лучше получаются на более плоских.
Гриф должен быть абсолютно прямым. Зажав струну на двух крайних точках грифа, Вы увидите изгиб грифа по отношению к струне в вертикальной плоскости. Взглянув на кромку грифа со стороны бриджа, определите его изгиб в горизонтальной плоскости. Для защиты грифа используется анкер. Анкер (truss rod) - металлический одинарный или сдвоенный стержень, натягиваемый гайкой и вставленный внутрь грифа. Анкер делают регулируемым. Главная цель - предотвращение выгибания грифа. Если гриф изогнут, то необходимо его отрегулировать. Изгиб грифа зависит от времени года, температуры, влажности, струн и т.д. Регулируя анкер не забывайте выдержать интервал времени (0,5 -1 час) для того, чтобы гриф успел принять новую форму. В последнее время все чаще используются карбоновые вставки в гриф, намного увеличивающие его сопротивляемость к изгибанию.
Бридж
Бридж — это устройство, с помощью которого струны крепятся к деке.
Существует две разновидности бриджей: с системой тремоло и без. У каждой из них есть свои преимущества и недостатки. Более распространенное название - машина или просто тремоло: Fender, Ibanez Edge Pro, Floyd Rose, Kahler, обычно ставятся на стратокастерах или стратоподобных инструментах. Их достоинство заключается в возможности понижать и, в некоторых моделях, повышать правой рукой высоту нот на гитаре. Для этого в ней существует рычаг. Гитары с машинами Fender избавлены от всех ухищрений. Благодаря их более простой конструкции с ними меньше проблем, но все же: если рвется струна, гитара немедленно расстраивается, правда не так сильно; сустэйн все же уменьшается, хотя это вносит свой колорит; эти машины позволяют только понижать строй (качать рычаг вниз); использовать рычаг надо аккуратнее, гитара может расстроиться. Гитары с машинами Ibanez Edge Pro, Floyd Rose и Kahler оборудованы замками на нулевом порожке и микроподстройкой. Благодаря этому, при активном использовании рычага, инструмент не расстраивается, и всегда имеется возможность скорректировать строй, не откручивая зажимы.
Такие машины позволяют качать струну вверх и вниз на 1.5 - 2 тона и выполнять некоторые веселые фишки в духе Stive Vai. Иногда это выручает на концертах во время соло, особенно когда вконец запутался и не знаешь что играть. В любом случае можно здорово разнообразить свою игру.
Наиболее сложным и эффективным является бридж типа Floyd Rose. Более 50 компаний производят бриджи по лицензии Floyd Rose. По словам автора, только 5 из них выпускают качественные механизмы - остальные не только халтурят, но еще и не платят за патент. Особую головную боль Флойду доставляют азиатские производители гитар. Так или иначе, но бридж Floyd Rose остается самым популярным среди гитаристов, играющих хард, металл и прочую тяжесть. Машинка продумана во всех отношениях. Она обладает опорными ножами, настройкой мензуры, системой микроподстройки на специальных винтах. На гитарах, оборудованных этим бриджем, на голове грифа установлена "прищепка" (Toplock) - специальные зажимы, жестко фиксирующие струны. Топ-лок состоит из 3-х частей, каждая из которых зажимает по две струны. Шаллеры (Schaller), выпускаемые по лицензии Floyd Rose, почти полностью копируют Флойды и делают это здорово. Особенно превосходно качество металла, филигранность сборки и аккуратность изготовления деталей. Все до мелочей имеет очень эстетичный вид и, что самое главное, прекрасно работает.
Помимо тремоло-бриджей широко используются шаллеровские нон-тремоло, отличающиеся таким же высоким качеством.
На электрогитары Les Paul, Telecaster, некоторые ESP, Jackson, Ibanez и полуакустики ставятся бриджи без тремоло. Их конструкция еще более простая, количество деталей сведено к минимуму: Они лучше держат строй, более певуче звучат, с ними меньше проблем на концертах. Недостаток, как вы уже догадались, только один - нет тех возможностей, которые дает машина.
Считается, что фиксированные (тем более, легкие) бриджи лучше передают вибрацию струн на корпус гитары, заставляя древесину интенсивнее участвовать в звукообразовании, при этом, в случае использования Stop Bar эффект передачи звука на корпус выше, чем когда струны проходят сквозь корпус. В центре - вариант с креплением струнодержателя (Stop Bar) на боковой части корпуса инструмента. Наряду со статическим вариантом, TOM также может сочетаться с вибрато-рычагами, из которых наиболее популярные - произведенные фирмой BIGSBY. Это старейшая фирма, делающая широкий ассортимент накладных (сверху на корпус) вибрато-рычагов для самых дорогих гитар (Gibson, Gretch, Ibanez, Rickenbacker и т.д.)
Процессор эффектов
Процессор эффектов - это комплекс гитарных эффектов, собранных в одно устройство. В процессоре, помимо самих эффектов, существуют еще и различные виды эмуляции гитарных усилителей, созданных для того, чтобы "оживить" пластмассовый звук цифровой обработки. Процессор эффектов позволяет создавать комбинации эффектов, обрабатывать каждый из эффектов в цепи отдельно и сохранять саму цепь и все настройки в так называемый "пресет". Напольные процессоры особенно популярны среди начинающих гитаристов. Поначалу процессор может произвести очень сильное впечатление. Они привлекают пользователей огромным количеством пресетов, эмуляцией всех известных видов гитарных усилителей и характеров "перегрузов", набором всех известных эффектов, удобством использования, сравнительно невысокой стоимостью. Но недостатков тоже хватает и главный из них - невысокое качество звучания, особенно у недорогих процессоров. Это особо заметно при игре с группой на репетиции или концерте - звук вашей гитары "тонет" в общем миксе, как бы громко вы ее не делали. К тому же все возможные преампы и "перегрузы" в процессорах зачастую имеют общую структуру звука. Добавьте к этому слабое реагирование на нюансы медиаторной атаки, благодаря чему на них быстро надоедает играть. Наиболее распространенные производители процессоров: Zoom, Boss, Korg. Самые "правильные" процессоры - это те, которые соединяют в себе достоинства цифры и аналога. Например, процессор Vox Valvetronix ToneLab, использует ламповый каскад на выходе, за счет чего звук становится плотнее и импульсивнее.
В профессор эффектов может быть встроен тюнер. Это устройство для настройки гитары. Тюнер позволяет быстро и удобно настроить гитару в необходимый строй, не полагаясь на слух. Особенно полезен для начинающих гитаристов. Рэк (англ. rack - полка, стеллаж) - это стойка с эффектами, чаще всего состоящая из вертикальных реек и горизонтальных полок между ними, на которых располагаются и крепятся приборы (эффекты, усилители, микшеры и т.д.) Рэковые приборы для гитар - самые дорогие в своем роде. Как правило, они реализуют эффекты одного типа: дилэй-ревербератор, хорус-фленджер-фейзер. Они применяются в студиях звукозаписи, профессиональными гитаристами на концертах. Во втором случае они управляются с помощью ножного фут-контроллера. Наиболее распространенные производители: TC electronic, Lexicon.
Процессор позволяет сохранять настройки и переключатся между пресетами в считанные секунды; педали этого не позволяют. Набор из n-ного количества достойных педалей всегда будет дороже чем процессор того же класса. Нужно всегда помнить одно: процессор - это всегда компромисс. Какие бы сверхсовременные алгоритмы обработки не использовались, эмуляция всегда будет звучать хуже чем оригинал. Также используется цепь из педалей. Педалью - в гитарном смысле этого слова - в народе называют аналоговый напольный эффект, который включается/выключается нажатием ноги на эту самую педаль (либо кнопку). Такой принцип называется foot switch. Фут-свичами так же называют отдельные ножные контроллеры для включения/выключения эффектов в третьих устройствах (например фут-свич для включения/выключения дисторшена в комбике). Самый простой пример педали - BOSS Metal Zone MT-2С. С точки зрения звука, любой гитарист скажет вам, что цепь из аналоговых педалей намного лучше. Но с точки зрения удобства пользования и финасовых возможностей процессор преобладает. Все зависит от конкретной ситуации и целей использования.
Электрогитара настолько сладостна для слуха многих людей благодаря используемым эффектам. Самый распространенный эффект, присутствующий в арсенале любого гитариста, — дисторшн (англ. distortion - искажение, искривление) в народе еще часто называют "перегруз". Он искажает сигнал путем ограничения его по амплитуде, благодаря чему достигается мощное роковое звучание. Дисторшн имеет более искаженное, жужжащее звучание; овердрайв - менее искаженное, хриплое. Эти устройства бывают выполнены по ламповой, транзисторной или цифровой технологии. Цифровые "перегрузы" входят в набор эффектов цифровых процессоров и звучат наименее музыкально из всех трех видов. В "примочках" применяют транзисторные схемы, реже - ламповые. Ламповые примочки стоят ощутимо дороже и, в основной массе, лучше звучат. Помимо "примочек" и процессоров, дисторшн часто бывает встроенным в усилитель, так же отдельно выпускаются ламповые предусилители, реализующие этот эффект. Сегодня гитаристы часто используют жесткий, экстремальный "металлический" или "индустриальный" звук. Как ни странно, качественного звука "тяжелого металла" добиться также трудно, как и моделировать на ПК ламповый перегруз. Наиболее просто получить желаемый результат, если у вас есть (например, вам ее дали хотя бы на несколько часов) аналоговая гитарная примочка или процессор, заведомо дающая искомый звук. В этом случае воспроизведите на ПК вашу запись "чистой" гитары. Если же вы умеете держать паяльник в руках, для вас не составит труда включить параллельно вход вашей дешевой аналоговой примочки и линейный вход звуковой карты. Таким образом, вы сможете слышать искаженный звук, а записать чистый, для последующей обработки. После этого воспроизводите чистый звук вашей гитары из записанного ранее wav-файла, с линейного выхода звуковой карты подавайте сигнал на вход аналогового устройства обработки (или процессора), а с его выхода подавайте сигнал на линейный вход звуковой карты и записывайте результат в новый файл. Интересного результата можно добиться, многократно пропуская гитарный сигнал через одну и ту же примочку (или разные устройства), но с разными установками регулировок. К таким методам прибегают, например Garbage.
Дилей (англ. delay - задержка) - эффект, работающий по принципу задержки звука. Дилей часто отождествляют с простым эхом, однако это не так. Эхо всего лишь один из примеров дилея, при чем самый банальный :) С помощью дилея можно добится стерео-эффекта гитары, заполнить отрывками звуков панорамы и многое другое. Особенно эффектно дилей звучит в паре с дисторшеном при соло-игре. Чаще всего (хотя это не обязательное правило) время задержки выставляют таким образом, чтобы оно приблизительно совпадало с темпом исполняемого произведения. Дилеи бывают как аналоговые, так и цифровые. В настоящее время чаще используются последние. Эквалайзер (equalizer) - это эффект, позволяющий регулировать частоту звука. Другими словами, с помощью эквалайзера вы можете добавлять или убирать определенные частоты для измения тембра звучания. Хорус (chorus) — эффект многоголосия, имитирует исполнение одной и той же партии несколькими инструментами. С помощью его можно добиться более воздушного, прозрачного звучания, напоминающего 12-струнную гитару. Для получения этого эффекта сигнал гитары на входе расщепляют на два канала, один из которых остается без изменений, а другой поступает на линию задержки переменной длительности. На выходе оба канала смешиваются в регулируемой пропорции. Фленджер (flanger) — эффект по принципу действия похожий на хорус, однако результат использования существенно отличается. Хорус использует эффект задержки сигнала, а флэнджер в добавок использует эффект противофаз. В результате при обработке фленджером звук напоминает взлет или попосадку реактивного самолета. Особенно эффектно фленджер звучит в паре с дисторшн.
Один из самых популярных и узнаваемых эффектов — педаль wah-wah , обиходное название "квакушка", "квакер". Этот эффект приобрел свою популярность во времена Джими Хендрикса, который выжимал с его помощью из гитары умопомрачительные звуки. Внешне wah-wah отличается от большинства эффектов большими размерами и подвижной педалью. Этот эффект используется при игре соло в сочетании с дисторшн и в аккомпанементе на чистом звуке. Не вдаваясь в специальные термины, "квакушка" выделяет определенные частоты в звучании гитары и позволяет регулировать их с помощью педали. При быстром перемещении педали и раздается такое знакомое всем кваканье.
Компрессор (compressor) — это эффект, предназначенный для выравнивания амплитуды сигнала. Самое распространенное заблуждение насчет компрессора - компрессор делает звук громче, мощнее и т. д. На самом деле компрессор делает звук тише. Мощного звука можно добиться только при правильном использовании компрессора в сочетании с другими эффектами (например, эквалайзером). Используя компрессор важно понимать принцип его работы. Компрессор имеет три основных параметра. Gain - регулятор силы выходного (обработанного компрессором) сигнала. Threshold - звуковой порог, измеряемый в децибелах (dB). Когда сигнал превышает пороговое значение компрессор срабатывает. Ratio - степень понижения громкости звука, который пересек порог. Измеряется в пропорциональном отношении (2:1, 8:1, 16:1 и т.д.) Звук, чем громче мы задали в Threshold, делается тише в количество раз, установленное в значении Ratio, и после этого весь обработанный сигнал делается громче или тише с помощью Gain. Не следует забывать про иные параметры при использовании компрессора: Release - время, после которого компрессор перестает работать, после возвращения сигнала за пороговый уровень. Измеряется в милисекундах (ms). Attack - время, после которого срабатывает компрессор, после пересичения сигналом порогового значения. Измеряется в милисекундах (ms). При большом времени Attack и маленьком Release компрессор работает мягко и сглажено. При маленьком времени Attack и долгом Release компрессор работает агрессивно.
Существует еще несколько эффектов имитации. Ревербератор (reverb)- это эффект, имитирующий акустику помещения. Ревербератор позволяет оказаться вам и вашему инструменту в спортзале, стадионе, концертхолле, комнате, ванной и т. д. со всей присущей помещению акустикой. Существует огромное множество плагинов (VST) типа Ревербератор. Многие из них, несмотря на неплохое качество, совершено бесплатны. Для обработки сигналов электрогитары я бы рекомендовал попробовать плагины от Waves или Sonic Foundry Acoustic Mirror. Программные ревербераторы фирм TC Works и TimeWorks, на мой взгляд, не дают достаточно плотного звука, характерного для ревербераторов аппаратных гитарных процессоров (хотя, может быть, я не смог их правильно настроить). Однако, ревербераторы именно этих фирм многим нравятся больше, чем остальные. Общий средний уровень программных ревербераторов очень высок и весьма близок к самым лучшим студийным образцам.
Работу тремоло (tremolo)проще всего сравнить с вращением ручки громкости усилителя при игре на гитаре. В результате сигнал из сплошного становится прерывистым. Используя этот эффект, старайтесь, чтобы скорость тремоло не вступала в противоречие с темпом музыкального произведения. Октавер (octaver) добавляет к основному тону звук октавой или двумя ниже, создавая имитацию игры в октаву одновременно двух или трех инструментов.
Звукосниматели и усилители
Звукосниматель - это магнит и катушки, которые преобразуют звуковой сигнал струны в сигнал электрического тока. Происходит это следующим образом: струна колеблется в поле, создаваемом постоянным магнитом или магнитами датчика. Внутри катушки проволоки, намотанной вокруг этих магнитов, возникает электрический ток, который через провода подается в усилитель. Single и humbacker — разновидности звукоснимателей.
Синглы (Single) - звукосниматели с одной катушкой (англ. single - одиночный). Для них характерен яркий "чистый" звук. Главный недостаток синглов в том что при игре с перегрузом(distortion, overdrive) они сильно фонят. Самая популярная гитара с синглами - Fender Stratocaster. Хамбакеры (Humbacker) - звукосниматели с двумя катушками. Их звучание более мощное и не такое яркое из-за того, что между центрами катушек, снимающих звук, расстояние 15-17 мм. Конструкция хамбакера такова, что полезный сигнал усиливается, а фон подавляется (англ. hambacking - шумоподавление). На чистом звуке они выдают сглаженный, округлый саунд, с перегрузом звучат агрессивно, отчетливо и без фона.
Различают активные звукосниматели. Они отличаются от пассивных меньшим количеством витков в катушках, из-за чего у них широкий частотный диапазон и слабый выходной сигнал. Для его усиления активные датчики оборудуются 9 вольтовой батарейкой "крона", которая питает встроенный "усилитель". Активные датчики бывают как синглы, так и хамбэкеры.
Электрогитара не может обойтись без усилителя и динамиков. Обычно в стеках и дорогих комбиках усилитель состоит из предусилителя и оконечника. Функция предусилителя - формировать звук, функция оконечника - этот звук усиливать.
Комбик - это усилитель и колонка "в одном флаконе". Мощность чаще всего от 10 до 50 ватт, хотя бывает и больше. Их используют как для домашних занятий, так и для репетиций и концертов в небольших помещениях. Так же комбики часто используются при записи в студии. В случае записи с комбика, а не напрямую в линию, звучание гитары имеет более натуральный характер - уходит пластмассовое звучание, характерное при игре в линию. Так же имеют место эксперименты с положением и типом микрофона пишущего гитарный комбик. У стеков усилитель и колонка (кабинет) находятся в разных корпусах. Они обладают высокой мощностью и применяются на дорогих студиях и при озвучивании стадионных концертов. Это дорогие системы с отличным качеством звучания. Недостаток у стеков только один - как и все гитарные усилители, они раскрывают свои возможности на громкости не менее 50% от номинальной и выше. При наиболее распространенной мощности гитарного стека в 100 ватт это 50 ватт. Поэтому везде, где требуется небольшая громкость они не подходят.
Настройка усилителя осуществляется с помощью ручек на передней панели. Clean Volume - управляет уровнем громкости "чистого" канала. Volume - громкость канала "перегруза". Gain - регулятор степени перегрузки (жесткости) канала "перегруза". Reverb - регулирует уровень эффекта реверберации. Bass, Middle, Treble - возможность частотной коррекции звука, благодаря этим ручкам можно изменить тембр инструмента.
Медиатор
Медиатор (иначе плектр) используется для защипывания струн на гитаре и некоторых других струнных музыкальных инструментов и обычно представляет из себя пластинку различных размеров и форм. Современные медиаторы могут изготавливаться из различных материалов- металла, кости, дерева, пластмассы; последний материал является наиболее дешевым и распространенным. От размеров самого медиатора звучание струны практически не зависит, но бытует мнение, что с маленьким медиатором можно достигнуть гораздо большей скорости игры, нежели с большим.
Толщина медиатора играет важную роль при игре на гитаре. Толщина медиатора может сильно варьироваться, но наиболее ходовые значения лежат в пределах 0.38 - 3 мм. От нее тембр извлекаемого звука может кардинально меняться. В общем случае, чем тоньше медиатор, тем больше высокочастотных составляющих появляется в спектре сигнала. Однако при игре толстым медиатором звучание становится более плотным и напряженным. Обычно толстые медиаторы используют при игре сольных партий, риффов и т.п., поскольку выразительность гитары в данной ситуации ставится во главу угла. В случае, когда гитарист исполняет какую-либо аккомпанирующую "бренчащую" партию, можно порекомендовать использовать медиатор малой толщины (0.46 мм или чуть толще)- аккорды будут звучать по динамике гораздо более равномерно. При игре аккомпанемента на акустической гитаре также рекомендуется применение тонкого медиатора. Это связано с тем, что акустическая гитара ощущается в группе других инструментов как некий высокочастотный "звон", а, как было сказано выше, тонкий медиатор способствует такому звучанию. Конечно, при игре на акустической гитаре сольных партий следует применять толстые медиаторы.
Медиатор какой фирмы –производителя выбрать? Однозначно ответить трудно, поскольку это приспособление настолько простое, что многие гитаристы делают их сами по своему вкусу. Но все же наиболее популярны, наверное, медиаторы фирмы Jim Dunlop. Огромный ассортимент продукции позволяет найти медиатор практически для любых задач и на любой вкус. Не остались в стороне и гитарные фирмы — практически все они (Gibson, Fender, Ibanez и пр.) также выпускают отличные медиаторы.
Существует громадное разнообразие медиаторов различных цветов с надписями и картинками. Что касается расцветок медиатора, то, как вы понимаете, на звук это оказывает влияние небольшое. Однако красивый медиатор приятно взять в руки. Существуют медиаторы с голограммами, есть даже светящиеся в темноте. Некоторые фирмы предлагают поместить вам на медиатор любые тексты (например, свое имя). Однако, единственно полезной информацией, которую можно найти на медиаторе, оказывается его толщина- как правило она указана на всех моделях. Хотя чаще всего толщину указывают в миллиметрах, существует еще один способ маркировки. В этом случае толщины делят на несколько градаций- extraheavy (очень толстый), heavy (толстый), medium (средний) и thin(тонкий). Обычно такой информации вполне хватает для правильного подбора медиатора.
Как выбрать электрогитару
Настоящий, фирменный инструмент будет стоить дорого, поэтому выпускается очень много эмуляций. Не стоит покупать гитару только лишь из-за названия. Она может рассыпаться через несколько дней. Выбирайте гитару по внешнему виду и по звучанию. Во-первых, полностью осмотрите гитару - от самой головки грифа до заднего ремнедержателя. Если вы не нашли никаких проблем - сколов лака, трещин или царапин (особенно следует обратить внимание на заднюю деку инструмента, где могут появиться царапины от ремня, пуговиц и других металлических предметов одежды), пропиленных ладов, ржавых струн - стоит переходить к прослушиванию инструмента. В любом хорошем магазине вам разрешат подключить гитару к усилителю и поиграть на ней. Стоит играть не спеша и спокойно, давая себе осознать, нравится ли вам звучание данной конкретной гитары или нет. При этом заранее хорошо бы знать, на что смотреть, что ожидать от грифа гитары и как слушать инструмент. Не останавливайтесь на одном варианте, пробуйте все гитары, которые радуют глаз. И не переживайте, если не получилось купить инструмент известной марки! Главное, чтобы вам было приятно держать гитару в руках и удобно на ней играть.
Существуют объективные и необъективные факторы, влияющие на качество звучания электрогитары. Обратите внимание на породу древесины, из которого сделана дека. Дерево главным образом определяет звук электрогитары. Разные гитарные фирмы используют разное дерево от простого клёна до экзотического овангкоя. От породы дерева зависит звук инструмента. Корпус гитары должен состоять из цельного куска дерева. Или в случае как у Gibson и PRS из двух частей клёна и красного дерева склеиных продольно. Здесь надо учитывать, что порода дерева влияет на стоимость электрогитары. Клен (Maple), даёт гитаре хорошую атаку и высокие верха. Махогони (Mahagony) делает звук жирным с ощутимыми низами. Ясень (Ash или Ash White) даёт звук средний между клёном и махагони. Кроме породы дерева ещё важно то, сколько фирма производитель сушила древесину. Например, американские фирмы сушат дерево в нормальных условиях примерно 20 лет, а японцы и корейцы в специальных печах 2 года. Разницу вы заметите сразу: «ускоренно» высушенное дерево даёт как бы не сфокусированный звук чего нельзя сказать об "американцах".
Кроме древесины, которую используют при производстве гитар, есть ещё один фактор, на который надо обратить своё внимание при выборе инструмента: его направленность. Есть у электрогитар свои конструкторские особенности. В основном все они связаны с тем, на чём держатся струны, то бишь подставка или машинка. Подставка типа Stop-and-Bar фиксирует струны статично. Машинка типа Floyd Rose позволяет подтягивать струны или расслаблять.
Серьёзная фирма делает качественные инструменты. Но и берёт за название ещё деньги. Есть фирмы, у которых параметр цена/качество неимоверно завышен. Но такова их политика, не куда не денешься, если нужно будет заплатить приличную сумму денег за электрогитару. Не зацикливайтесь на определенной фирме-производителе. Но обратите внимание на американские компании: Gibson, Fender, Hamer, Ibanez(только USA!), Schecter , PRS. Рекомендуется выбирать фирменный инструмент, сделанный в США, лучше б/у, но рабочий, привезённый проверенными людьми оттуда. Он обойдется вас от 600 долларов. Если собираетесь только учиться играть на электрической гитаре, инструмент за 100 долларов вам вполне подойдет.