''Мой фюрер'': смешно о Гитлере и грустно о евреях
Фашистская Германия – "темные страницы германской истории", как говорится в официальных формулировках. С момента свержения Гитлера по сей день одна из основных тем литературы и кинематографа страны - проблема ответственности за фашизм. Адольф Гитлер, наряду с Че Геварой, стал одним из самых популярных политиков XX века, правда, в отличие от идеального революционера Че, фюреру скорее присущ образ идеального чудовища. И вот, на заре XXI века, германская киноиндустрия осмелилась осмеять монстра, в корне преломившего всю историю прошлого столетия…
Германские литераторы не перестают задаваться вопросом, как одному человеку удалось заставить немецкий народ уничтожать евреев и записывать детей в "Гитлерюгенд" и "Союз немецких девушек". Кинематографистов же более волнует личность самого фюрера: становление взглядов Гитлера изучает американец Кристиан Дюгэй в своем фильме "Восстание зла", Оливер Хиршбигел в "Крахе" показывает разбитого поражением и морально сломленного диктатора накануне самоубийства. В фильмах Гитлер чаще человек, чем политик, могущественный или слабый, внушающий страх или вызывающий жалость.
Тем необычнее комедия Дани Леви "Мой фюрер: самая правдивая правда об Адольфе Гитлере": здесь диктатор не только духовно сломлен и по-человечески жалок, но и смешон. Действие происходит в разрушенном Берлине 1944 года. Гитлер погружен в депрессию – близится конец Тысячелетного Рейха, Германия истощена, истинные арийцы изрядно устали от войны. По этой причине прозорливый министр пропаганды Геббельс задумывает в Берлине грандиозный парад, который должен поднять боевой дух избранной расы. Но для начала следует привести в парадный вид самого фюрера. С этой целью Геббельс привозит в Берлин содержавшегося в концлагере актера Адольфа Грюнбаума – еврейский знаток в области лицедейства должен научить своего тезку-диктатора как можно убедительней доказывать с трибуны необходимость дальнейшего уничтожения евреев…
Пытаясь показать ужасное смешным, Леви мешает несколько сортов юмора. Здесь и остроумная драматическая сатира, и откровенная неполиткорректность, и банальная пошлость. Гитлер в исполнении Хеджа Шнейдера – закомплексованный инфантильный неудачник: он забавляется в ванне с пластмассовым линкором, наряжает свою овчарку в форму "СС" и имеет определенные проблемы с потенцией. Видимо, вопрос, как Гитлер сумел добиться слепого подчинения от целого народа волнует режиссера меньше всего: простофиля-Гитлер из фильма Леви определенно не мог достичь ничего подобного
На фоне несуразно комичного диктатора – личность Адольфа Грюнбаума. Моральные терзания еврея, которому приходится преподавать ораторское искусство "главному фашисту", его сложные взаимоотношения с семьей (сын считает актера предателем, а жена пытается задушить Гитлера подушкой) - та единственная крупица искренности, лирики, которая придает всему фильму серьезность и глубину, но окончательно сводит на нет все усилия режиссера сделать кино отвязной комедией.
Вроде бы "Мой фюрер" должен показать миру, что Германия, возможно, и не избавилась от вины за события 1939-45 годов, но и расшаркиваться ножкой за содеянное в каждой книге и каждом фильме о фашизме более не собирается. Полноценной комедии все же получилось: моментами, над которыми можно похохотать, фильм не изобилует. Однако пустить слезу над судьбой Адольфа Грюнбаума можно, и с этой точки зрения "Мой фюрер" пусть и не верх оригинальности, зато неплохое душевное кино из рязряда "о долге и чести".
Надежда Франк
Разместил 04/04/2007 от server_lenser