Начнем с игры ряда произвольных мажорных и минорных аккордов по всему грифу, который запишем на носитель. Схема такая: сыграйте мажорный или минорный аккорд в любой тональности в любой части грифа, сделайте паузу, и назовите вслух аккорд ("мажор" или "минор", а лучше - еще и тонику аккорда, например, "соль мажор"). FIGURE 1 демонстрирует ряд произвольно взятых мажорных и минорных аккордов. Запишите так 60-минутную пленку аккордов, а затем послушайте, пытаясь наилучшим образом отгадать аккорд до того, как услышите ответ на пленке. Никаких хитростей с использованием гитары в помощь! Положитесь на свои уши, старайтесь изо всех сил, и только затем используйте для проверки гитару [если хотите]. Если вы определяете лишь тип аккорда (мажор/минор), это упражнение еще имеет ценность, в том, что вы концентрируетесь на гармонии и качественной стороне аккорда. Если же вы еще определяете и тонику аккорда, то вы разовьете способность определять тонику также, как и гармонию. Это поможет вам определять последовательности аккордов, которые вы слышите на записях, когда джэмуете, на концерте, и т.д. Вы можете расширить это упражнение, добавив аккорды с задержанием (трезвучие или септаккорд, в котором III-я ступень заменена II-й - sus2 или IV-й - sus4). FIGURE 2A демонстрирует несколько различных способов сыграть такие аккорды: первая тройка - тоника играется на 6-й и 4-й струнах; вторая тройка - на 5-й и 3-й; третья тройка - на 4-й и 2-й. Запомните эти способы игры sus-аккордов. FIGURE 2B демонстрирует последовательность произвольно взятых мажорных, минорных и sus-аккордов. Вы можете начать с записывания приведенных в примере аккордов, но лучше запишите свои! Важная вещь, которую необходимо запомнить, - не делать эти упражнения слишком сложными. Если вы сделаете их чрезмерно хитрыми или сложными, то единственное, чего добьетесь, так это потери охоты заниматься. Начните с простого, и постепенно переходите к более сложным или необычным последовательностям аккордов. Когда почувствуете, что привыкли к определению мажорных, минорных и sus-аккордов, развейте идею, включая более сложные аккорды. Хорошо бы начать с добавления "напряженных" интервалов, таких как септимы и большие септимы к мажорным и минорным аккордам. FIGURE 3 демонстрирует произвольную последовательность мажорных и минорных аккордов и септаккордов. Когда сможете правильно определять типы и тоники аккордов при прослушивании, вы будете приятно удивлены тем, как высоко поднялась ваша планка во всем, что касается музыки. Этот гармонический опыт тренировки слуха положительно повлияет на ваш подход к композиции, солированию и аккомпанированию, и даст вам совершенно новое понимание структуры музыки. Для дальнейшего углубления в обучение тренировке слуха, приведите определение интервалов в уравнение: возьмите аккорд приемом арпеджиато. Сделайте паузу, и затем назовите каждый интервал аккорда. FIGURE 4 иллюстрирует это упражнение. Возможности безграничны; вы можете подключить миллионы аккордов, в зависимости от того, насколько сложную задачу вы пожелаете себе поставить. Всем упражнениям для развития слуха, описанным мной в этих трех статьях, я посвятил многие часы, будучи тинейджером. Несомненно, это трудная и требующая время работа; вы можете обнаружить себя перегруженным или разочарованным. Если это случится, сделайте перерыв, и займитесь какое-то время чем-нибудь другим. Но польза, полученная от такого обучения, является громадной и останется с вами навсегда.
|