В трех предыдущих статьях я описал ряд различных упражнений для развития слуха, предназначенных для обострения способности определения нот на слух. Если вспомните, мы начали с исследования интервалов между парами нот, затем расширили границы анализа до аккордов. До этого момента мы использовали гитару в качестве инструмента для обучения. Однако тренировка слуха подразумевает, что музыкант должен уметь использовать его не только применительно к звукам, созданным его инструментом, но также и к звукам, созданным другими инструментами - клавишными, духовыми, струнными, или голосом. Когда ваши уши станут хороши, вы начнете осознавать, что абсолютно любой звук состоит из одной или более высот, и будете слушать музыку - и всякие звуки вокруг - уже по-другому. Если вы усердно занимались с упражнениями, которые я представил в трех предыдущих статьях, то, несомненно, ваш слух улучшился. Но отдыхать рано: на этот раз я представлю упражнения, которые поднимут планку вашего слуха еще на несколько ступенек. В двух первых статьях я описал упражнения, подразумевающие пение всего того, что вы играете. Сейчас будем петь в гармонии с тем, что будем играть. Начнем с квинты. На FIGURE 1A представлена гамма ля-мажор (A B C# D E F# G#) с обозначенными интервалами. В тональности A, A считается первой ступенью гаммы ("прима") и основной нотой, тоникой. E - это "квинта", поскольку расположена на V-й ступени гаммы ля-мажор. Если сыграете эти две ноты (тонику и квинту) вместе, как показано на FIGURE 1B, то получите интервал в квинту, и в результате - аккорд A5. Возьмем за основу для следующего упражнения пентатонику ля-минор (A C D E G), поскольку с ней знакомы многие гитаристы. FIGURE 2A - ля-минорная пентатоника, а FIGURE 2B - эта же гамма, в которой каждая нота гармонизирована квинтой. Играя каждую пару нот, пойте только высшую из них, то есть квинту. Прогоните так всю гамму вверх и вниз несколько раз. Теперь наступает забавная, но в то же время сложная часть. FIGURE 3 - мелодия, построенная на основе пентатоники ля-минор; ваша задача - играть ее на гитаре, а голосом в это время пропевать все квинты (на рисунке они даются в скобках). Поначалу это может показаться трудным, поэтому продвигайтесь по одной ноте, и наилучшим образом старайтесь спеть квинты. Теперь выйдем за пределы гаммы и гармонизируем хроматическую мелодию, как показано на FIGURE 4. Опять же старайтесь петь квинты как можно точнее. Если нужно, играйте обе ноты сначала на гитаре, чтобы направить уши и голос в правильном направлении, а затем проверьте себя, вернувшись назад к игре только низшей ноты и пению квинты. Теперь выбросите из головы все, что было в примерах, и просто сымпровизируйте любую диатоническую или недиатоническую мелодию, пропевая квинту от каждой сыгранной ноты. В следующий раз мы расширим эту идею до других интервалов, таких как терции и кварты. Тогда и увидимся.
|