Посмотрим, что у нас было в пяти предыдущих статьях: пение нот мажорной и минорной гамм в процессе их игры; игра пар нот и определение интервалов между ними; определение аккордов исключительно на слух; пение в гармонии с сыгранными фразами; попытка воспроизвести голосом произвольный звук на гитаре (и наоборот). На этот раз у меня есть по-настоящему сложное упражнение для тех, кто готов. В прошлых статьях упражнения включали игру нот на гитаре и пение их же непосредственно после этого. В этом упражнении необходимо сделать обратное: сначала спеть ноту, а затем сыграть ее для проверки точности. Прежде чем перейдем к этому упражнению, давайте пробежимся по интервалам мажорной и хроматической гамм. FIGURE 1A демонстрирует гамму ре-мажор на две октавы. Сначала сыграйте и спойте каждую ступень одновременно. Затем попробуйте спеть каждую ступень до того, как сыграете ее, как показано на FIGURE 1B. Проделайте это несколько раз вверх и вниз на две октавы, пытаясь держать в голове понимание интервала каждой ступени относительно примы. Теперь, попробуем с хроматической гаммой (FIGURE 1C). Сначала одновременно играйте и пойте каждую ноту, а затем, как показано на FIGURE 1D, пойте каждую ноту перед тем, как сыграть. Прогоните так несколько раз вверх и вниз на две октавы. Вы заметите, что пение хроматических нот является более сложным, поскольку между нотами лишь полтона, поэтому потребуется точное чувство высоты, чтобы спеть правильно. Теперь расширим упражнение, взяв D на 5-м ладу 5-й струны, и пропевая различные интервалы от нее. Как показано на FIGURE 2A, возьмите ноту D, затем спойте от нее квинту (A). Затем сыграйте A на 7-м ладу 4-й струны, чтобы удостовериться в правильности. Теперь снова сыграйте D и спойте большую септиму от нее, C#. После этого, сыграйте для проверки C# на 6-м ладу 3-й струны. Другой способ использовать это упражнение - называть интервал, пропевая его. К примеру, сыграйте D и спойте ноту A словом "квинта" или "пять". Пропевая C# от D, используйте слово "большая септима" или "семь". Если сделаете это для всех высот, вы дополнительно укрепите знание интервальных соотношений. С этими упражнениями трудно справиться, они требуют большой и усердной практики. Но начинайте просто, не откусывайте больше, чем сможете проглотить, потому что от этого лишь разочаруетесь. Когда дойдете до высокой степени точности в этом упражнении, ваш слух станет очень острым. Цель этих упражнений - усилить связь между нотами, которые играете на инструменте а также крепость чувственной связи с ними. Правильно пропевая интервалы перед их проигрыванием - это первый шаг к установлению первичности понимания определения высоты перед простым имитированием того, что вы слышите от инструмента. Следующим большим шагом будет абсолютное исключения гитары и создание упражнений по простому пению всего, в которых использовать гитару для проверки является "нелегальным". Можно сделать одну забавную вещь - запомнить любимое гитарное соло, научиться петь его полностью, и вместо простого пения нот, перечисляйте интервалы, когда поете. FIGURE 3 демонстрирует пример такого подхода. Когда я играл с Frank Zappa, я столкнулся с необходимостью выучивать очень сложную музыку за короткий период времени. Чтобы помочь себе, я делал вот что: я записывал музыку, которую было необходимо выучить на магнитофон с таймером. Затем, когда собирался ложиться спать, я устанавливал таймер таким образом, чтобы музыка начинала играть, когда я уже буду спать. Я верил, что таким образом, я действительно буду учить эту музыку во сне: пленка бы играла, и вся информация проникала бы в мое подсознание. Сейчас, не могу сказать, помогало это или нет, но я был почти таким же музыкантом, как и ребята из группы, и я всегда запоминал музыку быстрее, чем кто-либо другой.
|