Меню сайта |
|
|
Наш опрос |
|
|
|
| | |
|
I. Пение - это вера
Я никогда не смогу преувеличить важность того, что музыканту необходимо развивать свой слух. На самом деле я считаю, что развитие хорошего "внутреннего слуха" - умения разбирать составные части музыки исключительно за счет прослушивания - самый важный элемент на пути становления хорошим музыкантом. Как я говорил ранее, обладание здоровым воображением - необходимый ингредиент способности творить. Но при отсутствии возможности воплотить воображаемые звуки в реальном мире творческие устремления останутся непригодными. Тренировка слуха для понимания и осознания музыкальных звуков и понятий - это один из наиболее жизненно необходимых способов укрепления связи между музыкальными идеями в голове и звуками, воссозданными на инструменте.
Все музыканты тренируют слух постоянно, осознанно или нет. Если, прослушивая отрывок музыки, музыкант представляет себе, как это сыграть или пытается играть это, то он использует свой "слух" - понимание и осознание музыкальных элементов - в качестве руководства. То же самое происходит при подражании отрывку музыки, при записи на ноты или даже просто при поиске в музыке вдохновения. Неважно, что играется: слух является навигационным устройством, ведущим музыкальный корабль. Без хорошего слуха за штурвалом вы обнаружите, что просто дрейфуете в море и движетесь по воле волн.
Я всегда очаровываюсь, глядя на музыку, записанную на бумагу. Когда я был в колледже, у меня был класс сольфеджио, подразумевающий обучение пению с листа. Пение с листа это умение спеть то, что написано на бумаге. Сначала вы определяете тональность, затем поете записанные звуки, используя фонетическую структуру "до-ре-ми". До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до представляют мажорную гамму. Существуют другие односложные звуки, представляющие другие высоты, принадлежащие октаве. Эти курсы сольфеджио были трудными, но с лихвой окупили все вложенное время. Доскональное изучение и анализ сольфеджио в пределах этих статей неосуществимы, так что я могу лишь поощрить вас на самостоятельное изучение.
Я всегда считал, что записывание на ноты является бесценным инструментом для развития музыкального слуха, и в течение многих лет я провел бесчисленное количество восхитительных часов, перенося на ноты различную, гитарную и не совсем, музыку. Наиболее известным примером моих нотных работ является "The Frank Zappa Guitar Book" (Hal Leonard), для которой я переносил, помимо прочего, целые Shut Up и Play Yer Guitar серии записей. Однако многие музыканты не могут снимать звуки - гитарные соло, ритм-партии, мелодические линии,: - с того, что им нравится. Запись на ноты - это умение, требующее большой практики и изучения, с которым я всем рекомендую поэкспериментировать.
Но не пугайтесь: вам нет необходимости читать с листа или наоборот, записывать на ноты, чтобы практиковать упражнения для тренировки слуха. Сейчас, если вы сидите с гитарой, существует огромное количество способов для развития слуха в целях укрепления связи между головой и пальцами. Ниже я набросал некоторые методы, которыми может воспользоваться гитарист для развития слуха с применением только лишь гитары.
У нас, как у гитаристов, имеются определенные вещи, используемые большинством и которые являются простой частью программы: мы учим гаммы, выполняем упражнения для улучшения физических возможностей, строим аккорды в различных частях грифа, и т.д. Я полагаю исключительно важным найти и выделить время, целиком посвятив его развитию слуха.
Один из простейших способов начать тренировку слуха состоит в том, чтобы петь то, что вы играете. К примеру, вы можете играть гамму до-мажор (C D E F G A B) в любой позиции - предпочтительнее в наиболее удобной для вас - и петь каждую ноту гаммы после того, как сыграете, будучи очень точным в попадании в высоту. Начните с одной ноты: сыграйте ее, спойте, а затем сделайте это одновременно. Затем переходите к двум нотам. Как только почувствуете уверенность и комфорт, возьмите кусочек гаммы, скажем, ноты C, D, E и F, и создайте простенькую мелодию из них, и пойте одновременно, а-ля джазовый гитарист George Benson. Это легкий способ синхронизировать слух со звуками, создаваемыми пальцами. Солируете ли вы под аккомпанемент, или играете в одиночку, продолжайте петь и не позволяйте "уйти с пути" (© by Kuzmitch *) или втянуться во что-нибудь другое. Идея состоит в бесконечном импровизировании и пении того, что вы играете, в рамках тональности.
Другое, что хорошо бы сделать, это записать простенький одноаккордовый аккомпанемент для обыгрывания. Сначала играйте и пойте ноты, просто входящие в тональность, оставаясь в рамках основной структуры 5-ти, 6-ти или 7-ми ступенчатой гаммы. Не склоняйтесь в сторону любимых гитарных фраз, оставьте это на потом, когда разовьете свой слух настолько, что сможете сыграть абсолютно все из того, что можете сыграть. Это упражнение на дисциплину: не играйте ничего того, что не можете в совершенстве повторить голосом. Остаетесь ли вы в пределах одной октавы, или поете на октаву ниже того, что играете, или используете фальцет для взятия высоких нот - вы должны уметь воспроизвести голосом все играемые на гитаре ноты.
Если будете работать над этим ежедневно, то обнаружите, что продвигаетесь дальше и дальше, и процесс станет более легким. Может произойти такая классная штука: вы начнете слышать музыку в голове более чисто, это позволит вам формулировать музыкальные идеи - писать музыку - в голове, без помощи гитары. Когда вы, наконец, возьмете инструмент, окажется, что вы в состоянии инстинктивно сыграть эти идеи.
Чтобы продвинуться на шаг дальше, попробуйте следующее упражнение: представьте себе умозрительно гриф и представьте, что играете что-то так, что вы "слышите" и "видите" ноты, которые играются. Полезным может оказаться пение нот после того, как вы представите, что играете их. Это отличное упражнение, которое усилит связь "гриф-голова" и в действительности улучшит ваш слух за счет усиления подтверждения "относительности высот" (как отдна нота соотносится с другой по высоте) на грифе. Вы можете открыть некоторые темные закоулки в умственном видении/слышании, но если вы проникнетесь, картина вскоре будет становиться ясней и ясней.
Эта техника не относится к ситуации, когда играется одно, а поется что-то совершенно другое. Некоторые как, например, Jimi Hendrix, имели сверхъестественную способность играть очень сложные ритм-партии и однонотовые риффы и петь в то же время дополнительные партии. Эта техника требует совершенно иного построения мозгов и является очень сложной для многих исполнителей. Умение играть одно и петь другое должно быть отработано как отдельная часть обучения. Если бы я мог играть на гитаре и одновременно петь, эй, я бы мог сделать карьеру! Увидимся в следующий раз с более эффективными методами развития слуха.
|
Категория: I. Пение - это вера | Добавил: rok (2006-12-24)
|
Просмотров: 798
| Рейтинг: 0.0 |
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
| | |
|
Форма входа |
|
|
Категории каталога |
|
|
Друзья сайта |
|
|
|